СТРАВИНСКИЙ, ФЛАМЕНКО И ХИП-ХОП В ФЕНОМЕНАЛЬНОМ СПЕКТАКЛЕ ЖОЗЕ МОНТАЛЬВО
9/01/2017 – Виктор Игнатов
6-20 января 2017, Théâtre National de la Danse Chaillot, Paris

Национальный театр танца Шайо с триумфальным успехом показал многожанровый спектакль «Y Olé». Его создал необычайно талантливый хореограф Жозе Монтальво. В динамичном танцевальном представлении удивительно органично сплетаются с потоками бурной и лирической музыкой огненные танцы фламенко и взрывные трюки хип-хоп. В исполнении ослепительно яркого спектакля участвуют 16 великолепных артистов. В красочных костюмах и платьях они завораживают своим высочайшим искусством танца и пения. С фонограммы звучат «Весна священная» И.Стравинского, «Ноктюрн» Л.Боккерини, сочинения Р.де Леона, С.Вальверда, М.Кирога, М.Такаши. Танцевальное действо с инкрустацией песен и поэм разворачивается на фоне дивных романтических видео-пейзажей. 

В широкой панораме современного танца французский хореограф Жозе Монтальво занимает привилегированное положение. Оно определяется спецификой творчества мастера, который создает спектакли на границе разных театральных жанров и танцевальных стилей. Смешение жанров и стилей, составление эффектных видео и музыкальных композиций является основой творчества выдающегося хореографа.
Жозе Монтальво
Важной особенностью его многоликих спектаклей является масштабное использование видео. Оно является не столько фоном, сколько значимым компонентом сценического действия. Страстно влюбленный в киноискусство, Монтальво изобретательно создает видеоряд, обильно насыщенный тонким юмором и эффектными трюками. Именно благодаря оригинальным видео, многие постановки Монтальво приобрели огромную популярность и всемирную славу. Главная особенность творчества хореографа – смешение танцевальных стилей, что явилось результатом его воспитания и образования. Жозе родился в семье испанского эмигранта, в годы гражданской войны бежавшего из Андалузии и обосновавшегося с семьей на юго-западе Франции. С детства Жозе впитывал в себя культуру Испании и Франции; метизация эстетик стала его творческим кредо. В памяти Жозе сохранились концерты кастаньет, популярные песни и танцы фламенко. В детские годы он познал чувство свободы и радость праздника. Обучение танцу проходило под руководством многих хореографов с яркой творческой индивидуальностью. Среди его учителей были Джером Андреус, Франсуаз и Доминик Дюпюи, Каролин Карлсон, Люсинда Чайлдс, Алвин Николаис, Мерс Каннингем.

Жозе Монтальво

Жозе Монтальво

Встреча Жозе Монтальво с Доминик Эрвьё, одаренной танцовщицей и хореографом, оказалась судьбоносной. В 1988 году они основали свою труппу, в которой Эрвьё стала главным исполнителем постановок Монтальво. На протяжении десяти лет труппа показала множество великолепных спектаклей и получила широкую международную известность. Всемирную славу хореографу принесла пьеса «Paradis» (1997). В 1999 году постановка «Le Le jardin Io Io Ito Ito» была удостоена престижной премии Laurence Olivier Award.
В 1998 году Монтальво возглавил Национальный хореографический центр в Кретее, находящийся в пригороде Парижа. В 2000 году хореограф стал директором танца Национального театра Шайо. В 2004 году он поставил оперу «Les Paladins» на сцене парижского театра Шатле; спектакль получил восторженный приём как у зрителей, так и у критиков. В 2006 году хореограф был удостоен Приза SACD за совокупность созданных им спектаклей. Продолжая сотрудничество с Эрвьё, Монтальво поставил вместе с ней для Лионской оперы лирический шедевр Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и спектакль «Доброе утро, господин Гершвин». В том же 2008 году Монтальво и Эрвьё становятся содиректорами Национального театра Шайо. Годом позже хореограф получает офицерский Орден Литературы и Искусств. В 2010 году появляются последние совместные постановки Монтальво и Эрвьё – «Орфей» и «Ля-ля-ля Гершвин».
В 2011 году Дидье Дешамп, новый директор Национального театра Шайо, предложил Монтальво особый статус «постоянного артиста». В этом ранге хореограф продолжил ставить пьесы для престижного театра. В частности, в 2013 году здесь состоялась премьера спектакля «Дон Кихот Трокадеро». Эта постановка Монтальво была удостоена Приза «Лучшего зарубежного спектакля», который ежегодно присуждает Maschere del Teatro Italiano. В прошлом году хореограф создал пьесу «Shinanè naï» для Корейской национальной труппы танца. С сентября 2016 года Монтальво является директором Дома Искусств Кретея.
Феерическая хореографическая фреска «Y Olé»
Жозе Монтальво мне сказал, что этот спектакль он посвятил своим родителям. Его отец очень любил «Весну священную» Стравинского, а мать была известной танцовщицей фламенко. Именно это искусство и музыкальная увлечённость отца оказались вместе в спектакле «Y Olé». Издавна увлеченный метизацией эстетик и стилей, Монтальво соединил музыку Стравинского с искусством фламенко, сделав ставку на свой собственный вкус и выбор, которые его никогда не подводили.

m2Концепцию спектакля «Y Olé» Монтальво объяснил так: «Все мои пьесы выступают в защиту эстетики и метизации, в которой я стараюсь показать кордебалет, не связанный одной и той же техникой. В спектакле «Y Olé» я представляю народные песни возле произведения Стравинского. Первая часть спектакля построена на музыке «Весны священной». Этот музыкальный и хореографический шедевр меня всегда завораживал своей формой, звуковой чувственностью, потрясающей ритмической изобретательностью, своими вибрациями, своей энергичной красотой, которые нас всегда захватывают. Я предлагаю своё собственное прочтение этого произведения через многоликий хореографический язык, то есть это такой язык, который имеет в своей внутренней организации большое разнообразие танцевальной техники. В отличие от языческого мифа я хотел бы создать весенний праздник, праздничное буйство, далекое от смертельного побуждения, воплощенного в оригинальной версии «Весны священной». В моей постановке отсутствует обряд принесения в жертву девственницы для приветствия Весны, нет и похотливого старика, который смотрит на девушку, танцующую до смерти. У меня же есть счастливая Избранница: она кричит «ещё и ещё». Вторая часть спектакля объединяет популярные и подлинные песни фламенко моего детства, которые я полюбил будучи сыном испанского беженца. Эти сцены, возможно, являются отражением тех ночей поры юношества, когда родилась моя страсть к танцу. Как ни парадоксально, через приподнятый ритм и юмор праздничные песни намекают также на трагедию человеческой судьбы».

m4Спектакль состоит из двух частей – равноценных по значимости и совершенно разных по музыке и драматической сути. В первой части воспевается величие и могущество Весны, во второй части – красота и сила человеческой души. Несмотря на смелое и рискованное смешение огненных танцев фламенко с виртуозными тюками хип-хоп, представление «Y Olé» поражает своей эстетической гармонией. Как ни странно, уникальное искусство фламенко, родившееся в XVIII веке в Андалузии и объявленное ЮНЕСКО культурным наследием всего человечества, оказалось удивительно созвучным по своей пластике и динамике акробатическому танцу хип-хоп, возникшему 40 лет тому назад в бедных кварталах Нью-Йорка. Монтальво, воспитанный на танце фламенко, прекрасно знающий его особенности и тайны, искусно объединил знаменитый испанский танец со сравнительно молодым афро-американским танцем хип-хоп, который уже успел разработать свою богатую и разнообразную лексику. Характерные для хип-хопа ритмика и пульсация оказались, благодаря хореографическому таланту Монтальво, органично связанными в едином танце со страстными и чувственными движениями фламенко.
Над созданием спектакля работала творческая группа, включавшая 20 человек. Как же предстаёт «Y Olé»? Причудливо и забавно, эффектно и трогательно. Представление идет без антракта 1 час 10 мин. Танцевальное действие разворачивается на белой сцене с участием 16-и артистов, одетых в яркие, разного цвета платья и костюмы. Они были изготовлены в ателье Национального театра танца Шайо по эскизам Розы-Мари Мелка. Среди высокопрофессиональных артистов одна группа специализируется на искусстве фламенко, другая – на танце хип-хоп. В первой группе есть артисты, которые не только замечательно танцуют, но и красиво поют. По ходу спектакля они исполняют как популярные песни, так и монологи фламенко. С фонограммы звучат «Весна священная» И.Стравинского (в оркестровке Мьюнг Вун Чунга), фрагменты музыки ряда композиторов (Л.Боккерини, Р.де Леона, С.Вальверда, М.Кирога, М.Такаши.) и небольшие тексты испанских поэтов, среди которых есть и Федерико Гарсия Лорка.

m1Гениальную партитуру «Весны священной» Стравинский написал по заказу С.Дягилева, великого русского импресарио, с целью постановки одноименного балета в его труппе. Балет в двух частях («Поцелуй земли» и «Великая жертва») по сценарию и с оформлением Н.Рериха поставил В.Нижинский. Премьера «Весны священной» состоялась 29 мая 1913 года в парижском Театре Елисейских Полей: смелый, новаторский балет, по хореографии и музыке, был безжалостно освистан и вызвал грандиозный скандал, вошедший в историю искусства танца.
В партитуре Стравинского стилизованное воспроизведение архаических обрядов языческой мистерии плодородия осуществляется средствами в высшей степени неординарного языка, сочетающего внешнюю грубоватость, элементарность ритмики и мелодики с тщательной отделкой деталей, тонко рассчитанной асимметрией музыкальных форм, неожиданными сдвигами метрических акцентов. Стихия движения рождается в сочетаниях энергичных пластических ритмов. Музыка пронизана своеобразной пластикой, создаваемой резкими, неожиданными сменами острых, импульсивных ритмов. Жесткость гармонии при опоре на краткие мелодические всплески, особая выразительность мелоса тембровых комплексов – все это поставило перед хореографией нелегкие проблемы, стимулировав поиски новых средств пластической выразительности.

m3При написании партитуры Стравинский пользовался всеми красками современного оркестра. Следуя примеру композитора, Монтальво при создании спектакля задействовал все яркие краски танцевального ансамбля, состоящего из специалистов не только искусства фламенко, но и танца хип-хоп. В счастливом итоге этот сюрреалистический коллаж оказался по своей танцевально-драматической сути феноменальным и предстал поистине триумфально.
Хореографическое действие развивается на манер дивертисмента с чередованием чудесных танцевальных номеров, поставленных с обилием новации и в полном соответствии со звучащей музыкой. Музыка является не только путеводной нитью, но и драматургической сутью спектакля. Танцевальное действие «Весны священной» состоит из оригинальных, органично сменяющихся номеров, исполняемых мужской и женской группами, поочерёдно или одновременно танцующих фламенко и хип-хоп. Два женских квартета, специализирующихся либо на фламенко, либо на современном танце, как правило, исполняют свои номера вполне обособленно от восьми танцовщиков хип-хоп, регулярно выходящих на сцену. Наиболее часто происходит смешение женского квартета фламенко или всех танцовщиц с отдельными солистами хоп-хоп. Нужно сказать, что все они очень разные и яркие по своей танцевальной лексике. Среди них есть солисты, которые блистательно исполняют каскады кувырков и пируэтов на голове или даже одной руке, есть виртуозы высоко взлетающие в сложнейших сальто и кульбитах, есть артист, завораживающий своей механической пластикой. Учитывая разные лексические особенности как танцовщиков хип-хоп, так и танцовщиц фламенко, Монтальво весьма искусно выстроил захватывающее хореографическое действие, следуя смысловым темам, избранным для спектакля.

m6Все представление, от начала до конца, проистекает драматургически логично и танцевально органично, несмотря на смешение совершенно разных стилей. Как же хореографу удалось столь успешно осуществить эту сложную метизацию? Видимо, глубокое проникновение в музыкальный материал позволило Монтальво найти необходимые танцевальные краски в богатой и хорошо освоенной им лексической палитре фламенко и хип-хоп. Широта и многообразие танцевальной лексики – важная особенность и несомненное достоинство спектакля. Благодаря неиссякаемой фантазии и смелой новации хореографа, артисты сплетают из оригинальных движений и причудливой акробатики удивительные композиции, наполняя их чарующими связками и эффектными трюками. Многообразие хореографического действия постоянно претерпевает впечатляющие метаморфозы, в которых красиво переплетаются и гармонично трансформируются разные по стилю танцы. «Весна священная» предстает как красочная танцевальная феерия и завершается мощным, страстным потоком музыки, у котором девушка и парень сливаются в любовном экстазе. Под звуки последней виньетки флейты охваченная счастьем девушка эффектно прыгает в объятия возлюбленного парня. Вторая часть спектакля развивается необычайно поэтично и завораживает прекрасными песнями, которые превосходно исполняют артист и танцовщица фламенко. Танцевальные номера органично чередуются с дивными песнями и составляют почти идеальную хореографическую кантилену. Важный вклад в танцевальное действие вносит страстный и ритмичный стрекот кастаньет и каблуков танцовщиц фламенко: эти огненные женские соло и ансамбли восхищают лучезарными движениями рук, обольстительными изгибами тел и виртуозными трелями звонких каблуков.
Нельзя сказать, что все номера «Весны священной» поставлены безупречно. В частности, есть номер, в котором танцовщик хип-хоп, используя механическую пластику и пантомиму, пытается разрушить невидимую стену, преграждающую ему путь. Но не столь сильное по лексике и экспрессии соло выглядит слишком упрощенно по сравнению с мощными и яркими порывами звучащей музыки. В хореографическом действии участвует необычайно одаренный певец фламенко. Его пение во второй части спектакля, несомненно, вносит массу богатых эмоций. Но при показе «Весны священной» замечательный певец плохо вписывается в динамичные танцы: невысокий и слишком упитанный артист резко контрастирует со стройными и гибкими танцовщиками хип-хоп, а главное его ограниченная пластика не может передать накал страстной музыки.

m5Для визуализации главных тем спектакля на заднике-экране непрерывно проектируется видеоряд, искусно придуманный хореографом. В первой части предстаёт причудливое развитие корней, ствола и ветвей как бы древа жизни, которое в финале «Весны священной» обильно расцветает. При падении тысяч белых лепестков на огромном экране возникает мощный белоснежный поток, символизирующий приход долгожданной Весны и всеобщее обновление жизни. Видео-проекции второй части спектакля пленяют поэтической красотой в сочетании с трогательной ностальгией, исходящей от звучащих с фонограммы и исполняемых на сцене народных песен. Видеоряд составляют дивные картины морского пейзажа с перекатами волн, непрерывно набегающих на песчаный пляж, на котором регулярно появляются разного цвета лодки с персонажами, танцующими на сцене. В заключительной картине на экране возникают просветленные лица старых людей, как бы тех испанских мигрантов, которым посвящен спектакль. Словно счастливые родители, они восторженно смотрят на радостные танцы как бы своих детей – молодых и энергичных артистов, которые творят на сцене истинные чудеса фламенко и хип-хопа, вызывая восхищение и горячие аплодисменты зрителей в зале.
По окончании спектакля публика устроила овации, стоя! Казалось, что им не будет конца. Улыбающиеся артисты, хотя и уставшие от высокого танцевального темпа и напряжения в финале представления, все-таки исполнили на бис головокружительный фейерверк из наиболее эффектных пассажей фламенко и трюков хип-хоп под пение артиста фламенко и ритмичные хлопки ликующих зрителей. На этом спектакль не закончился, так как публика вновь ревела и стучала ногами. Вдохновленные таким горячим приёмом, артисты ещё раз исполнили на бис новые каскады феноменального танца и переполненные счастьем медленно покинули сцену по бесконечные возгласы «Браво»! Такого буйства пламенных эмоций и праздничного торжества танца уже давно не было в Париже. В заключении нужно горячо поздравить с триумфальным успехом всех создателей и исполнителе этого феноменального спектакля. После показа в Париже он отправляется в гастрольное турне по городам Франции и всей Европы.
Crédit photos:  Vladimir Vyatkin, Patrick Berger